Скорее в Версаль
Фотография: andreev.org.
Екатерина и Илья Андреевы
В Версаль мы отправились чуть ли не на второй день после прибытия во Францию. Казалось бы, к чему такая спешка — не успев посмотреть Париж, уже лезть в пригороды? Но на то была своя, довольно веская причина.
Мы продолжаем публикацию путевых заметок Екатерины и Ильи Андреевых о Франции(предыдущую часть смотрите здесь). Напомним, ранее в «Газете.Ru» выходили тексты Андреевых о Риме, Аляске, Гавайских островах, Греции, Коста-Рике, Чили, Калифорнии, Перу, Марокко.Полную их версию можно прочитать на сайте andreev.org — ред.
Дело в том, что в отличие, например, от петергофских, версальские фонтаны не работают каждый день в положенный им сезон. То есть, приехав в парк за тридевять земель, некоторые туристы могут несколько разочароваться, если окажутся там в неправильное время. Поэтому, прежде чем отправляться в эту поездку, настоятельно рекомендую проверить часы работы фонтанов. В нашем случае выпадал всего один возможный день — суббота, чем и объяснялось столь раннее посещение Версаля, еще до исследования столицы.
Добраться до Версаля можно разными способами: на автобусе, на такси, на поезде/метро… Даже на велосипеде, ведь пригород расположен всего в 17 километрах к юго-западу от центра французской столицы.
Так как мы снимали квартиру в 5-м округе Парижа, да плюс к тому путешествовали с грудным ребенком, наиболее логичным и удобным вариантом представлялся поезд RER, линия «C» с вокзала «Аустерлиц», идущий без пересадок прямо в Версаль (полчаса; направление на Versailles-Rive Gauche; 3.05 евро на одного в одну сторону). Поезда двухэтажные, ходят по четыре в час и вполне удобны для того, чтобы спокойно разместиться с коляской даже на втором этаже.
По прибытии оставалось лишь пройти один квартал, завернуть за угол — и вот он, Версальский дворец, богато сверкающий золотом с высоты. Надо сказать, что в свое время мы довольно долго обитали в Петергофе, поэтому были несколько избалованы дворцами-парками. Если по-честному, то в Версаль мы ехали с целью убедиться, что ощущения от парка не дотягивают до петергофских. И это оказалось действительно так, кроме первого впечатления: версальское шато поражает, так как расположено на холме, очень удачно подавляя своим размером людей внизу.
44-летний российский царь Петр I во время пребывания в Версале изучал устройство дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива. С конца 17-го века Версаль был образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему нет.
Кстати, этот дворец — единственное место из посещенных французских достопримечательностей, куда не пускают с колясками и даже с заплечными переносками, если в них есть металлическая рама. Ребенка приходится таскать на руках или в тряпичном слинге. Билеты на осмотр дворца лучше покупать заранее по интернету (15 евро на одного, включая аудиогид). Тем самым вы сэкономите значительное количество времени, так как очередь в билетную кассу, по крайней мере, в нашем случае, была необъятных размеров. Нам оставалось лишь следовать инструкциям аудиогида (есть на русском языке), да слушать разные занимательные истории.
В правой части дворца, неподалеку от входа, находится церковь Версаля, пол которой выложен мрамором разных цветов, в центре его — королевский герб. Церковь состоит из двух ярусов, причем на верхний могла войти только королевская семья, тогда как фрейлины располагались внизу. Вспоминается забавный случай, описанный историками: обычно на мессу приходило много знатных дам в надежде привлечь внимание любвеобильного короля. Однажды начальник королевской гвардии объявил, что на службе короля не будет. Это был розыгрыш, и когда Людовик XIV прибыл туда, ни одной дамы не оказалось.
В этой церкви также совершались брачные богослужения. Например, венчание будущего короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты, вступивших в брак в 1770 году.
На потолке нефа — работа Антуана Куапеля «Всевышний во славе приносит миру обещание искупления».
Cчета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, ошеломляет: 25 725 836 ливров. Пересчет на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро.
Вся страна работала на Версаль: более 36 тысяч человек трудились здесь долгие годы; строительство заняло 50 лет.
Далее шла череда комнат, все стены которых были увешаны портретами членов королевской семьи. Но, бог ты мой, какие же они были некрасивые, с порочными и похожими друг на друга лицами! Напротив, портреты самих художников и скульпторов блистали красотой и правильностью черт.
Неподалеку находились апартаменты королевы. Первое, что останавливает внимание, — не очень широкая по современным меркам кровать, ну максимум размера «queen». Всякий раз гиды обязательно рассказывают один и тот же эпизод: «По сложившейся традиции, королева Франции рожала «публично». Версаль был открыт для всех и накануне родов королевы был переполнен. Когда появилась на свет одна из принцесс, в спальне столпилось столько народу, что королю пришлось собственноручно открыть окно для проветривания». В Версальском дворце родились: Филипп V (король Испании), Людовик XV, Людовик XVI, Людовик XVIII.
Зеркальная галерея (фр. Galerie des Glaces) — самый известный интерьер Версальского дворца. Огромный зал длиной 73 метра и шириной 10 метров кажется дворцом в дворце. Семнадцать арочных окон обращены в сад, между ними — проемы с зеркалами, создающими ощущение безграничности зала.
Во времена Короля-Солнца вся мебель зала была отлита из серебра, включая кадки для растений, столы, стулья, а также статуи. Многое сохранилось и по сей день.
Классика классикой, однако с некоторых пор в Версале стали проводить выставки произведений современного искусства, которые вызывают неоднозначную реакцию у посетителей музея. Проще говоря, большинству не нравится из-за дикого несоответствия стилей. Был в этой, с позволения сказать, «выставке» и плюс: веселенькие покемоны и аниме-цветочки с глазами вызвали радостные визги у дочки, скучавшей до этого на папиных руках.
Эти творения принадлежат Такаси Мураками — японскому художнику, который рисует в стиле японских комиксов манга. Кроме рисунков Мураками создает фигуры из пластика и считается одним из известнейших скульпторов современности.
Проведение выставки Мураками сопровождалось акциями протеста, организаторами которых выступили группы граждан под названием «Версаль, моя любовь» и «Общество защиты Версаля». А один из потомков короля Людовика XIV, принц Сикст-Анри де Бурбон Пармский, даже подал в суд на японца, но суд отклонил иск.
После того, как творения Мураками покинули резиденцию королей, власти Версаля приняли решение о запрете выставлять произведения современного искусства в залах Дворца. - Доброе утро, Ваше Величество! - Аааааа… :)
Получив заряд неимоверного позитива, мы теперь готовы были исследовать Версальский парк. Сады и парк Версаля — одни из самых посещаемых туристических объектов Франции: они принимают в год свыше 6 миллионов посетителей. За вход в сады нужно отдельно заплатить 8 евро с каждого, детям до 18 лет бесплатно. С коляской ходить разрешено в отличие от Дворца, и на том спасибо.
То там, то тут попадались туристические группы, ведомые опытными экскурсоводами, рассказывающими о фонтанах, построенных при Людовике XIV: «В то время было очень трудно обеспечить 1400 фонтанов водой: они требовали в час 62 тысячи декалитров. Акведук, поставлявший воду из реки Бьевр, вскоре оказался недостаточен. Гидротехники придумывали тысячи ухищрений, и в конце концов в Марли, на пути из Парижа в Версаль, была сооружена гидравлическая система с забором воды из Сены».
В наши дни музей Версаль по-прежнему испытывает трудности с водой. В ходе Праздников фонтанов вода закачивается из Большого канала в резервуары при помощи современных насосов. Компенсация испаряющейся воды происходит за счет дождевой воды, которую собирают в цистернах, размещенных в разных местах парка, и отводят в резервуары и в Большой Канал. Тут Петергоф, конечно, уделывает Версаль как младенца, так как особенностью петергофской системы водоснабжения является отсутствие водонапорных сооружений и насосов: вода к фонтанам и каскадам идет самотеком с Ропшинских высот, без всяких там модерновых машин.
Когда мы подошли к бассейну Аполлона — узловому месту в парке, которое служит связующим элементом между садами, Малым парком и Большим каналом, — наступило время запуска фонтанов. Людей собралось неимоверное количество, практически все с камерами наизготовку. Ровно в назначенную минуту пошла вода, народ принялся ахать и охать от восхищения. А мы, честно сказать, не особо впечатлились. Может, ожидания были неоправданно завышенными.
Вот что действительно понравилось в версальском парке — это боковые аллеи, размеры и очертания составляющих их деревьев и боскетов. В Петергофе они гораздо ниже (почти все вырубили в войну) и не такие внушительные.
В одном из таких боскетов уютно разместился ресторан со столиками на улице, где делали на удивление хорошие омлеты, а по соседству продавали очень вкусное мороженое. На сытый желудок гулять намного приятнее, может быть, поэтому все последующие фонтанные композиции, среди которых и фонтан «Поединок животных», особенно запомнились и понравились.
Фонтан «Обелиск» — прообраз петергофской «Пирамиды».
Изящная колоннада и статуя «Похищение Персефоны» в центре.
«Весна» — один из четырех версальских фонтанов, олицетворяющих собой времена года.
...и конечно же мощный «Энкелад». Энкелад в древнегреческой мифологии — один из гигантов, взбунтовавшихся против олимпийских богов. Во время битвы — гигантомахии — богиня Афина обрушила на Энкелада остров Сицилию. В Греции землетрясения до сих пор называют «дрожью Энкелада».
«Бассейн Латоны» — один из самых известных фонтанов Версаля, иллюстрирующий эпизод из «Метаморфоз» Овидия. Согласно легенде, Латона (она же — Лето) со своими детьми Аполлоном и Артемидой страдала от того, что крестьяне Ликии метали из пращей комки ила и грязи, из-за чего она с детьми не могла напиться из пруда. Зевс в ответ на ее мольбу превратил крестьян в лягушек, ящериц и черепах.
Выбор сюжета представляет собой тонкую политическую аллегорию. В садовом фонтане скрыт намек на эпоху Фронды, когда мать Людовика XIV — Анна Австрийская, осыпаемая нападками парламента и дворянства, вынуждена была два раза покидать Париж.
Один из двух фонтанов «Ящерицы», расположенных у подножия «Латоны». Удивил восхитительно подобранным сочетанием цветов, смотрелось очень гармонично.
Во времена Людовика XIV цветы выращивали в горшках. Ленотр, королевский архитектор, имел в своем распоряжении до двух миллионов горшечных цветов и потому замены цветочных сцен производили очень быстро. К тому же, регулярно давались указания адмиралу, командовавшему французскими судами в Средиземном море, разыскивать и доставлять редкие цветы. Особенно сорта нарциссов жонкиль и туберозы.
Настал момент расставания с Версалем. Как обычно что-то понравилось больше, что-то меньше, но в целом поездка прошла удачно. Ровно в 5 вечера фонтаны выключили, тут же начался массовый исход народа из парка. Мы переждали самый пик и тоже неспешно пошли в сторону вокзала.
В Париже тем же маршрутом вернулись в квартиру, заскочив по пути в арабскую лавку. Они обычно работают в режиме 24 часа, торгуют фруктами и всякой разной мелочью (дороже чем в супермаркетах, и чистота оставляет желать лучшего). Ребенок уже давно спал в коляске, да и нам не мешало бы последовать его примеру. Завтра предстоял большой день, заполненный парижскими достопримечательностями до самых краев.
http://www.gazeta.ru/lifestyle/travel/2013/03/28_a_5120573.shtml
No comments
Add a comment